Если вы посмотрели нашумевший и вызвавший бурю критики и шквал эмоции новый клип на песню Rammstein — Deutschland, а у вас остались вопросы, о чём собственно клип, то вы по адресу. Ниже наиболее полный и корректный покадровый разбор клипа.

Сразу стоит сказать, что в общем и целом эта песня прежде всего для немцев и про немцев, про прошлое и будущее Германии. В песне и клипе просто туча отсылок к истории Германии и к её современным политическим проблемам. Но нам тоже интересно, о чём это поют Тиль Линдеманн и К.

Да, кстати, перевод песни здесь.

Rammstein — Deutschland покадровый разбор клипа

1. Чернокожая девушка в клипе олицетворяет собой Германию, это даже указано в титрах. Девушку зовут Руби Комми (Rubi Commey @ruby_woo00), и родилась она уже в новой, объединённой Германии в 1991 году, что очень символично. Собственно она олицетворяет собой мультикультурную и толерантную Германию, которой мы и видим её в настоящее время.

Кадр с Руби Комми из титров (немного забегаем вперёд)

2. В самом начале клипа римские солдаты встречают чернокожую женщину-варвара. Она — олицетворение Германии того времени (и на протяжении всего клипа). Указанный год 16 A. D. (16 год от Рождества Христова) — дата Битвы при Идиставизо. В ней римские легионы, вторгнувшиеся в Германию, победили ополчение германских племён под командованием Арминия. Именно с германскими племенами воевала долго и упорно Римская империя и именно под натиском древнегерманских племём она пала. Рим разоряли вестготы в 410 году и вандалы в 455-м. В 476-м году вождь германцев Одоакр заставил отречься от престола последнего Римского императора. Символично.

Участники группы Раммштайн в роли римских легионеров

3. Кадры средневекового сражения в ходе которого чернокожая девушка рыцарь водружает флаг — отсылка к Тридцатилетней войне, в которой схлестнулись протестанты и католики Германии.

Руби Комми с флагом наперевес

4. Дерущиеся в кастетах Тиль Линдеманн и Рихард Круспе олицетворяют внутриполитические противоречия в Германии после проигрыша в Первой Мировой войне. Отражено противостояние коммунистов и нацистов в 1920-х годах, столкновения на митингах в Германии. На дерущихся делают ставки.

Тиль Линдеманн против Рихарда Круспе

5. Дирижабль на фоне идущих вперёд и одетых в чёрное участников группы — это несомненно отсылка к катастрофе дирижабля «Гинденбург». Участники группы вероятнее всего — американцы, отказавшиеся продавать нацистской Германии (да и всем другим странам) гелий для заправки летательных аппаратов. В результате дирижабль заправили взрывоопасным водородом, что стало причиной катастрофы. После этого события эра дирижаблей пошла на спад. Также есть версия, что уходящие люди в чёрном олицетворяют собой закат позитивной немецкой технологической мечты и переход к созданию ракет и самолётов для развязывания войн итд.

На фоне терпящего бедствие дирижабля «Гинденбург»

6. Далее мы видим партфункционеров ГДР и герб ГДР на фоне. Тиль Линдеман в шляпе — вылитый с Эрих Хонеккер. Космонавт со шлемом СССР вероятно олицетворяет собой Йена Зигмунда, лётчика-космонавта ГДР и первого немца в космосе. Партфункционеры ГДР пьют шампанское, украшены орденами и братаются с «советами». Этими кадрами Рамштайн пытается показать нам отрыв верхушки ГДР от простых немцев.

Рамштайн косплеит ГДР

7. Богатая девушка с немецкими овчарками в сопровождении бойцов спецназа — олицетворение уже современной Германии. В современной Германии (как и в её предшественнице, ФРГ) элиты далеки от народа и ограждены от простых немцев, несогласных с политикой Меркель, бойцами спецназа, собаками, дубинками и слезоточивым газом. Можете поискать в интернете, как полиция разгоняет митинги в Германии.

Современная Германия по мнению Rammstein выглядит так

8. Далее идёт вроде бы как отсылка к инквизиции, за спиной которой церковные верха пировали, пожирая тело Германии, в то время как под столом творилась содомия (намек на моральное разложение церкви). Но на 2:47 мелькают солдаты в форме 18-19 века, что можно трактовать в том плане, что и в то время ситуация не поменялась — верхи пируют и разлагаются, низам достаются объедки. Есть версия, что это солдаты Наполеона Бонапарта, который захватил Германию и организовал марионеточное государство — Рейнский союз.

Тиль Линдеманн грозится :)

9. 3:28 в клипе. Отсылка к послевоенной ФРГ. Несмотря на декларируемую свободу, послевоенная ФРГ была марионеткой США. В кадре немцев в тюрьме (построенной на американский манер) избивают. При этом сыпятся деньги — отсылка к финансовым вливаниям США. А есть ещё версия, что это период Веймарской республики, которую после поражения в ПМВ унизили, растоптали, отняли территории и принудили к выплатам репараций. А куча денег — это отражение гиперинфляции того периода.

Картина «ФРГ под властью США», автор — Rammstein

10. 3:47 — отсылка к Третьему Рейху. Изображение концлагеря и взлетающих на его фоне ракет ФАУ-2. На виселице члены группы, олицетворяющие собой жертв нацистского режима. Судя по знакам, которыми помечали заключённых в концентрационных лагерях (вышитые желтая и жёлто-красная звезда Давида, треугольник и красный треугольник) — на виселице еврей (его вешают первым), еврейский политик, гомосексуалист и коммунист (либо либерал, социал-демократ, анархист, в общем — политический оппонент). Не секрет, что технологический прогресс нацистов основан на использовании и эксплуатировании других народов (и несогласных граждан Германии). Эти кадры уже вызвали тонны критики, но она как минимум здесь не к месту.

Члены группы в роли жертв нацистов

11. 4:19 — отсылка к RAF (Rote Armee Fraktion) — Фракция Красной Армии. Эта леворадикальная террористическая организация действовала в Западной Германии в 1960-70-х годах, она ответственна за ряд банковских налётов, убийств и покушений на высокопоставленных чиновников.
По сюжету клипа группировка берёт в заложники Германию.

Тиль Линдеманн в роли Гудрун Энслин

12. Далее чередуются разные исторические моменты. Сжигание еретиков на кострах инквизиции в средневековье и сжигание книг нацистким режимом. Средневековые инквизиторы братаются с нацистами. Рядом стоят рыцари времен Тридцатилетней войны. Здесь Рамштайн упрекает церковь Германии того времени в союзе с нацистами. (Кстати говоря, на пряжках ремней солдат вермахта был выбит девиз: «Gott mit uns» (Бог с нами). С этим девизом они вторгались во многие страны, в том числе и в СССР.) В итоге Германию сжигают на костре инквизиции церковники, рыцари и нацисты. Но она перерождается в виде ангела, она беременна.

Братание инквизиторов и нацистов

13. 5:21 над элитой ГДР рушится потолок — олицетворение крушения ГДР. А кстати говоря, многие немцы с теплотой вспоминают времена ГДР. Существует даже такое понятие, как остальгия (Ostalgie) — ностальгия по той стране. 5:24 — на фоне большого барельефа Карла Маркса идут войска, причём войска уже современные. Судя по всему, Рамштайн намекают на то, что силовики и охранители современной Германии ничем не отличаются от своих коллег времён ГДР, а может зашли ещё дальше.

Войска современной Германии на фоне К. Маркса

14. 4:57 Ну и самые политически острые моменты. Это беременная Германия. Далее иносказательно члены группы Рамштайн поднимают демографическую проблему в Германии и проблему с мигрантами. Не секрет, что с рождаемостью в современной Германии дела обстоят не лучшим образом и убыль населения правительство компенсирует мигрантами. Кадрами с рождающими щенками Рамштайн как бы намекает нам на то, что ничего хорошего из этого не получится. Это самая очевидная версия. Но эти щенки — породы леонбергер. Леонбергеры — ценная и редкая порода, которая была на грани вымирания. Поэтому скорее всего смысл здесь несколько иной.

Кадры без комментариев

Вся современная мультикультурная политика Германии надёжно охраняется силовыми структурами, о чём нам говорят дальнешие кадры с разгонами митингов.

15. 6:00 интересный кадр. В окружении солдат вермахта бывшие заключённые расстреливают солдат СС.

Расстрел ссовцев

16. Сюжет с космонавтами раскрывается только в конце. На протяжении клипа люди в космических скафандрах, судя по всему, олицетворяющие будущих немцев, изучают мрачное и великое наследие прошлого. Но в итоге гроб с телом Германии отправляется в космос. И это олицетворяет собой либо прощание немцев будущего с Германией прошлого либо же смерть Германии. В таком случае по мнению участников группы Рамштайн в погибели Германии стоит винить внутреннюю разобщённость, отдаление верхов от низов, мультикультурализм, нездоровую толерантность и миграцию.

Германия отправляется в космос

Rammstein — Deutschland смысл клипа, о чём песня?

В клипе отображена история Германии с древнейших времён и до нашего времени. Германию во все времена раздирали противоречия (и в начале первого тысячелетия, и в Средние века и в Новое время, и во времена Германской Империи, Третьего Рейха, ГДР и ФРГ. История Германии — это история мрачных преступлений и больших технологических достижений. Основной смысл клипа Rammstein — Deutschland — предостережение современным немцам, рядовым и принадлежащим к элите, что что-то неладно в Германии. Путь, избранный фрау Меркель, по мнению участников группы ведёт не туда, возможно даже к гибели Германии.

Собственно такая попытка пойти против «политики партии» и вызывала тонны негатива со стороны правозащитников, сионистских и других организаций, которые пытаются найти в клипе отсутствующие там оскорбления жертв Холокоста, оправдания нацистов или современную нетерпимость к мигрантам.

По мнению известного блогера colonelcassad’a

клип «Дойчланд» безусловно является не только мастерским эпатажем и троллингом 80-го уровня — под блестящей мишурой быстро меняющихся образов, он поднимает вполне серьезную тему будущего Германии и ее способности развиваться как нации, прокладывая свой путь в будущее. Но вопрос — куда идет «новая мультикульурная Германия», Линдеманн и Ко дают ясный и прозрачный ответ — в хрустальный гроб посреди символов былых свершений и преступлений.

И с этим нельзя не согласиться.

PS: Чернокожая девушка в золотых сияющих доспехах очень схожа с гербом Германии — чёрным орлом на жёлтом фоне.

Постер к песне и герб Германии

PPS Постарались дать наиболее полный покадровый разбор клипа, но разумеется кадры меняются слишком быстро, сюжетных линий и отсылок в нём очень много, поэтому выцепляли основные моменты.