Rammstein — Radio смысл клипа
Выход клипа на песню Rammstein — Radio состоялся 26 апреля. Radio — вторая вышедшая по счёту песня (после Deutschland) из нового альбома RAMMSTEIN (2019). Клип на песню выдержан в чёрно-белых цветах и в стилистике 1950-60-х годов. Здесь, как и в клипе на песню Deutschland спрятан скрытый смысл, даже несколько. Попробуем его вкратце разобрать, опираясь в том числе на сам перевод песни Rammstein — Radio
Группа Рамштайн предстаёт перед нами в образе музыкантов пятидесятых годов двадцатого века. В то послевоенное время Германия была разделена на две страны: капиталистическую ФРГ и социалистическую ГДР. Здесь с первого взгляда очевиден намёк именно на ГДР. Милитаризация, цензура радио — всё это в какой-то степени присутствовало в ГДР, хотя и не в больших масштабах. Но это лишь поверхностный взгляд. На самом деле в той или иной степени ФРГ тоже была несвободной страной, зависящей от США и их союзников. Так что скорее всего перед нами — некий собирательный образ Германии 1950-х.
С самого начала клипа мы видим марширующих полицейских. Стоит отметить, что такой шлем немецкого офицера полиции использовался очень долгое время: и в тридцатые годы, и при столкновении со студентами в Западном Берлине (ФРГ) в 1968 году. А вот рядовые полицейские одеты более современно, что подсказывает нам, что в клипе будут подниматься и текущие проблемы. Антагонистами полиции в клипе выступают женщины, которые слушают радио и не хотят с ним расставаться. Они нянчат радиоприёмники, целуют их, занимаются с ними непотребством, словом делают из радио некий культ, с которым борется власть. Всё это так или иначе символизирует борьбу с любым инакомыслием в любой крупной стране.
Знаменитая Берлинская радиомачта. Сами немцы в шутку называют её «Дылдой». Она олицетворяет массовую пропаганду в прошлом и в настоящем. Незаметные поначалу флаги указывают нам на то, что речь идёт про Евросоюз и в том числе про его «локомотив» — современную Германию.
В клипе фигурируют антикварные радиолы и приёмники Carmen (1953-54), Transito (1960-е) и другие. В самом начале показан культовый Lumophon GD320 (1930-34) (что может указывать на то, что в клипе охватываются и 30-40-е годы в Германии). А на 2:41 можно заметить радиоприёмники, названные в честь членов группы Рихарда Круспе и Пауля Ландерса. На 3:00 мелькает радиоприёмник Кристоф Шнайдер. Страсть женщин к радиоприёмникам «модных» названий, за которые они буквально готовы отдать всё, очень напоминает истерию по поводу современных гаджетов.
Женщины протестуют с плакатами «Ультракороткие волны для всех», «Моё радио принадлежит мне» итд. Далее они громят магазины и вступают в конфликт с полицией за радио — символ плюрализма мнений. Одна из них даже отрезает мужчине ухо (отсылка к похожей сцене в фильме «Бешеные псы») и начинает в него напевать. Женщины в клипе слепо доверяют «свободным» источникам информации (тогда это было радио, сейчас интернет), делают из них предмет любви и поклонения, отказываясь в то же время от мужчин и унижая их. Возможно, во всех этих сценах с женщинами есть тонкий сарказм над современным агрессивным феминизмом или же над проблемой взаимоотношения полов.
Кстати говоря, кадр с обнажённой женщиной, ведущей других на баррикады, — это воплощение картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Полиция собирается разогнать группу Рамштайн, но у них ничего не получается, и они сами начинают танцевать. Попытки разогнать музыкантов отображает борьбу со свободой самовыражения, свободой мысли.
Всё это время участники группы Рамштайн играли в здании Мессе Берлин — крупном выставочном комплексе, расположенном прямо рядом с радиовышкой. В конце клипа они покидают здание, рядом с которым висят непривычно красные флаги Евросоюза. Обратите внимание, что в конце клипа к уходящим членам группы подбегает девушка, чтобы их обнять. Но музыканты оказались всего лишь иллюзией. Что этим пытались сказать рамы? Если принять за основу чисто «немецкий смысл» клипа, то это очевидная аллюзия на многие несбывшиеся мечты жителей ГДР, которые объединились с ФРГ далеко не на равных. А если судить более широко, то это обманутые ожидания людей, которые слепо верили одному источнику информации, пускай даже не государственному, а иному (иностранному, оппозиционному). То, что слушали и любили, чему верили и по чему сходили с ума — на самом деле оказалось обманом.
Если подытожить, то перед вами — довольно интересный клип про радио, в котором затрагиваются многие актуальные темы.
На протяжении всего 20 века радио оставалось самым главным средством массовой информации. Это было и средство управления людьми, и некий «глоток свободы» (чаще же просто другого мнения) в определённых случаях. Через визуальную картинку Германии 1950-60-х годов скорее всего очень тонко показаны борьба с инакомыслием и отсутствие плюрализма мнений в современной Германии и в Евросоюзе (да и во многих других странах мира), в которых на многие насущные проблемы существует только одна точка зрения. Это политический подтекст клипа. Параллельно упоминается культ модных гаджетов, вероятно, феминизм, и грядущие поправки к закону об авторском праве в Евросоюзе (которые существенно ограничат свободный интернет в ЕС).